Версия для слабовидящих

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Учебно-консультационный центр «Ступени»,
сокращенное - ЧДОУ «УКЦ «Ступени».
(Лицензия № 102-п от 10 июня 2016 г.)
ул. Вс. Иванова, 3 тел. 37 20 10





Причины неправильного звукопроизношения

 

 

Уважаемые родители!

 

Вы часто спрашиваете нас: «Почему наш ребенок неправильно говорит? Что с этим делать?».

 

На эти непростые вопросы нет однозначного ответа. Дело в том, что звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены важные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.

 

Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:

- Укороченная подъязычная связка – она не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движения.

- Слишком большой или очень маленький и узкий язык, который затрудняет правильную артикуляцию.

- Узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо – это препятствует правильной артикуляции многих звуков.

- Толстые губы.

- Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса (нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние).

- Неправильное строение зубов, зубного ряда: при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.

 

В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата.

Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:

- Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи.

- Недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков.

- Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

- Снижение слуха.

 

Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.

Ответственные родители стараются воздействовать на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботясь о том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко интонированную речь.

Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить правильно, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончание слов.

Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова.

Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать.

Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.

 

Примечание: игры для развития речи дошкольника размещены в разделе «Игры».