
Причины неправильного звукопроизношения Уважаемые родители! Вы часто спрашиваете нас: «Почему наш ребенок неправильно говорит? Что с этим делать?». На эти непростые вопросы нет однозначного ответа. Дело в том, что звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены важные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения. Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются: - Укороченная подъязычная связка – она не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движения. - Слишком большой или очень маленький и узкий язык, который затрудняет правильную артикуляцию. - Узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо – это препятствует правильной артикуляции многих звуков. - Толстые губы. - Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса (нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние). - Неправильное строение зубов, зубного ряда: при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение. В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как: - Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи. - Недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков. - Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому. - Снижение слуха. Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи. Ответственные родители стараются воздействовать на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботясь о том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко интонированную речь. Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить правильно, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончание слов. Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их. Примечание: игры для развития речи дошкольника размещены в разделе «Игры». | ![]() |
