
Уважаемые родители! Все мы стремимся к тому, чтобы Ваш ребенок был успешным, в любой сфере деятельности чувствовал себя свободно и уверенно, чтобы легко мог выражать свои мысли, а его речь была плавной и четкой. Советуем Вам: учите малыша говорить. Пожалуйста, следите за тем, чтобы ребенок вовремя научился четко и правильно различать все звуки родного языка и правильно их произносить. Обязательно покажите малыша логопеду. Особенно если вы замечаете, что уже в 3-4 года у ребенка появляются сложности говорения, то не ждите 5 лет, сходите на консультацию к логопеду. И тогда не будет упущено время или, наоборот, вы просто развеете свои тревоги, вздохнете с облегчением. Правильное, чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего, семейного воспитания. Попробуйте взять на себя роль домашнего логопеда. Уверяем Вас, эта задача не самая сложная в деле воспитания ребенка. С чего начать? Начинать надо с малого. Мы имеем в виду возраст ребенка и те посильные задачи, которые Вы поставите перед ним на первом этапе. Даже если ему еще не исполнилось 2-3 года, попробуйте, и Вы удивитесь тем результатам, с которыми вместе с малышом подойдете к школьному возрасту. При этом просим Вас не забывать простые и понятные принципы обучения: - Ребенок должен учиться играя. - В сотворчестве со своим ребенком Вы добьетесь наибольших результатов. - Сочетание разных приемов обучения не утомит ребенка, а разовьет его интерес и восприимчивость. - Последовательность (но не принудительность!) - Регулярность (но не навязчивость!) - Методичность (но не скукота!) сделают ваши усилия плодотворными. Вот несколько полезных советов от логопедов центра «Ступени»: В логопедии есть такое понятие, как фонематический слух. Это умение ребенка различать звуки речи на слух. Почему это важно? Различать звуки нужно, чтобы слышать и исправлять себя, если произнес звук в слове неверно. Нужно, чтобы для ребенка не были одинаково звучащими слова «кашка - каска», «суп - зуб» и т.п. Развивать фонематический слух нужно всем деткам: и с нормальной речью и детям, имеющим особенности в речевом развитии. Начинать нужно с простого, постепенно усложняя задания. Итак, играем в логопеда! Игра «Где я звоню?» Взрослый берет колокольчик или баночку с крупой, просит ребенка отвернуться. Шумит в левом или правом углу, затем просит повернуться и показать, откуда шел звук. Игра «Погремим» Насыпьте в 2 одинаковые баночки предметы, резко отличающиеся по звуку. Например, в одну монетки, в другую горох. Закрутите крышки, потрясите каждую, запоминая звук. Затем попросите ребенка закрыть глазки и определить, какая баночка звучала. Сначала лучше брать совсем не похожие по звуку предметы, но со временем можно усложнять эту игру, насыпая подобные наполнители. Например: фасоль – манка, фасоль – горох и т.п. Игра «много или мало?» Еще одна разновидность вышеуказанной игры: принцип тот же, но насыпаем в одну емкость мало гороха, а в другую много. Параллельно с развитием тактильных ощущений, фонематического слуха, идет отработка лексических знаний слов «много и мало». Игра «Где гостил мой орешек?» Берем две емкости (например, картонную и стеклянную). Бросаем по очереди в каждую грецкий орешек (можно взять стеклянный шарик). Слушаем, какой будет звук, если постучать этим орешком по стенкам. Затем с закрытыми глазками определяем «где гостил мой орешек». Если ребенок маленький, то допустимо показать пальчиком на нужную коробочку. Если старше, то учите отвечать полным ответом «орешек гостил в стеклянном стакане». После того, как будут освоены две емкости, вводите три, четыре, пять и т.д. Не забывайте проговаривать, что это пластиковая коробка, деревянная, металлическая. Игра «Хлопни, если услышишь» Это игра со звуками речи. Начинать нужно с гласных, они самые звучные. Просим ребенка хлопнуть, если он услышит звук «А», на все остальные хлопать не нужно. Произносите ряд гласных звуков, например: А, И, А, Э, О, А, У, И, А, А, Э... и т.д. Сначала помогаете ребенку интонацией, хлопаете вместе с ним, затем предлагаете справиться самому. Конечно, лучше вместе порадоваться даже незначительным успехам. Затем нужно услышать звук среди согласных, например: А, Б, Т, А, В, А, К, Ж, А…. потом среди слогов, например: БА, МУ, ВА, КО, ЛА, ЗА, ДЭ, ФЫ… И только после этого нужно искать нужный звук в словах, например: РАК, ДОМ, ЛАЗ, ДУБ, ЖАР, САМ... в эту же игру можно играть с любым согласным. Выполнять это упражнение можно в транспорте, по пути в центр «Ступени» или обратно. Тут важна система, регулярность. Но главное - помните о цели, и тогда все получится с легкостью. Занимайтесь с ребенком с удовольствием. В любом случае, вам на помощь всегда придут педагоги «Ступеней». Мы будем рады помочь вашему малышу. | ![]() |
