
Нас часто спрашивают: «В чем заключается успех многолетней работы «Ступеней»? «Почему, вне зависимости от возможностей ребенка, педагоги гарантируют достаточно высокие результаты его личностного развития?» Уважаемые родители! Довольно сложно коротко и емко ответить на эти вопросы. Среди многочисленных факторов следует назвать, пожалуй, три ключевых: - профессиональный коллектив педагогов, который за многие годы совместной работы стал дружной и сплоченной командой, создающей вместе с детьми и родителями особую развивающую среду в «Ступенях», основанную на внимании и уважении друг к другу, позитивном настрое, принятии разных точек зрения; - многолетний опыт воспитания дошкольников, который строится на основе идей развивающего обучения, индивидуального подхода к каждому, постоянной всесторонней диагностики достижений и проблем ребенка; - использование самых современных методик развития будущего первоклассника в тесном взаимодействии с родителями на всех этапа образовательного процесса. Эти три фактора объединены в решении важнейшей задачи: научить ребенка уверенно познавать (в том числе самостоятельно) окружающий мир. Согласитесь, замечательная фраза, благородная цель: «Научить познанию и общению, обеспечить сохранение и укрепление здоровья, подготовить к тому, чтобы ребенок смог учиться в школе и в конечном счете стать успешным». Вряд ли может быть что-то более значимое и для ребенка, и для нас, взрослых. Достаточно вспомнить притчу о ведре рыбы и об удочке (можно вручить человеку богатый улов, и он быстро закончится, но более сложно и эффективно научить ловить рыбу – это умение пригодится на протяжении всей жизни). Но всегда ли достигается такая цель и что в этом случае необходимо делать? Это главный вопрос, над решением которого работают «Ступени». Практика нашей работы показывает, что существует только один вариант ответа, и другой человечество вряд ли придумает. Речь идет о предоставлении ребенку реальной, а не мнимой активности в ходе познания, освоения окружающего мира. Чтобы было более понятно, о какой активности идет речь, рассмотрим пример. Перед педагогом стоит задача: «Научить детей плавать». Он подробно рассказывает материал по теме, решает вместе с детьми задачи, связанные с плаванием. Дети уверенно воспроизводят правила, и даже самостоятельно выполняют некоторые упражнения «на плавание». Их можно похвалить, ведь они молодцы и прочно усвоили материал. Они были активны, вот только… плавать не научились. Перенесем пример на обычное занятие в группе. На нем при помощи педагога тоже рассматриваются правила, происходит верное решение задач, но остается вопрос: «А на этом занятии дошкольники действительно учатся учиться?». Ответы очевидны только специалистам. Педагоги «Ступеней» говорят об успешной работе в том случае, если: «Работа с детьми идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ребенка с учетом уровня его реальных достижений и мотивов»; «Знания являются средством развития умений, но не целью»; «Ребенок постоянно анализирует, исследует, самостоятельно выявляет связи и закономерности». Возможно, для многих родителей эти ответы не очень понятны. Более того, в педагогике порой даже профессионалам трудно увидеть и различить внешние эффекты и глубокий внутренний смысл поставленных целей и решаемых задач. Ну и что делать?
| ![]() |
