Версия для слабовидящих

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Учебно-консультационный центр «Ступени»,
сокращенное - ЧДОУ «УКЦ «Ступени».
(Лицензия № 102-п от 10 июня 2016 г.)
ул. Вс. Иванова, 3 тел. 37 20 10





Советы логопеда
Причины неправильного произношения
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.
Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:
  • Укороченная подъязычная связка – не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движения;
  • Слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;
  • Узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское небо – препятствует правильной артикуляции многих звуков;
  • Толстые губы;
  • Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;
  • Неправильное строение зубов, зубного ряда – при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.
В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:
  • Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
  • Недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков;
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
  • Снижение слуха.
Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случаи отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.
Ответственные родители стараются воздействовать на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботясь о том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко интонированную речь. Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить правильно, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончание слов. Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.

Игры для развития речи см. в разделе «Игры».