Советы логопеда Формирование речи у детей. По мнению многих ученых
и специалистов в области логопедии, к концу первого полугодия жизни ребенка в его
лепете можно различить вполне ясные звуки [а], [б], [п], [м], [г]. к началу второго года жизни в
речи малыша постепенно появляются гласные звуки [э], [у], [ы], [о], [и], а
также согласные [в], [т], [д], [к], [х], [л`], [с], [ф]. Большинство твердых
согласных звуков формируется лишь после становления соответствующих мягких – [в`],
[т`], [д`], [н`], [с`], [р`], [л`]. На третьем году жизни (иногда даже позже)
формируется произношение согласных звуков [ш], [ж], [ч], [ш`], [з], [ц]. Твердые
звуки [л] и [р], вследствие особой сложности артикуляции, дети осваивают часто
лишь к
пятому-шестому году жизни.
Формирование
правильного произношения при нормальном речевом развитии завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребенок должен
правильно произносить все звуки своего родного языка и использовать их в своей
речи.
Нужно сказать, что при
формировании речи ребенка всегда проявляется его индивидуальность. Так, у одних
детей речь формируется рано и развивается очень быстро и интенсивно. У других
детей речь появляется с задержкой, развивается медленно; таких детей следует
учить правильному произношению звуков.
На формирование
произносительной стороны речи часто указывают некоторые моменты грудничкового
периода развития ребенка. Если ребенок плохо берет грудь и затрудняется сосать
молоко или молочную смесь, долгое время ест только жидкую пищу, а затем плохо
жует, то это может свидетельствовать о патологии развития органов речи ребенка,
что впоследствии, несомненно, скажется на формировании произносительной стороны
речи малыша. В таких случаях родителям необходимо сразу обратиться к
специалисту за консультацией и помощью. С целью
укрепления мышц артикуляционного аппарата в домашних условиях можно
предложить ребенка тщательно вылизывать ложку; давать малышу твердую пищу
(яблоко, морковь и д.п.). |