Версия для слабовидящих

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Учебно-консультационный центр «Ступени»,
сокращенное - ЧДОУ «УКЦ «Ступени».
(Лицензия № 102-п от 10 июня 2016 г.)
ул. Вс. Иванова, 3 тел. 37 20 10





Биография Марии Монтессори
Мария Монтессори, врач и педагог, была первой итальянской женщиной, которая удостоилась степени доктора медицины. Она является автором широко известного метода образования для детей.
Мария Монтессори родилась в Кьярвалли, маленьком итальянском городке, 31 августа 1870 года. Ее отец Аллессандро Монтессори, отставной офицер, был по складу характера очень консервативным человеком. Мать Ренильди Стопанни Монтессори, происходила из богатой семьи и придерживалась прогрессивных взглядов. Она стремилась привить маленькой Марии чувство сострадания, и каждый день давала задание вязать для бедных. Потом Мария уже сама бралась за работу, например, вызвалась сама ежедневно мыть часть плиточного пола в доме. Позже в своих работах Монтессори назвала такую трудовую деятельность «упражнениями практической жизни».
В начальной школе  и потом учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте решала задачки, радуясь найденному неординарному решению. Девочка считала постоянные повторения на уроках весьма скучным занятием и запомнила это на всю жизнь. Когда начальная школа закончилась, ей пришлось просить родителей о том, чтобы продолжить учебу. Мария решила поступать в техническую школу, но посещать ее лицам женского пола запрещалось. В 12 лет она одержала свою первую победу над системой образования – ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды. Она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её. 
Уже тогда она решила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося. В 1890 году, увлекшись естествознанием, М.Монтессори принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.
Учеба не была легкой. Работать в морге ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими насмешками и критическими замечаниями. Чтобы оплачивать обучение Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе,  ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.
 В 1894 году Монтессори получила степень доктора медицины. Сначала Мария была ассистентом врача в психиатрической клинике университета в Риме, где впервые столкнулась с обучением детей-инвалидов. В 1898 году она была назначена директором государственной школы в Риме, задачей которой являлась забота о «безнадежно больных» и отсталых детях. Монтессори добилась значительных успехов в обучении детей, и ее методами заинтересовались не только в Италии. В 1901 году Монтессори оставила школу, чтобы продолжить научные исследования.
В 1906 году итальянское правительство поручило ей управлять государственной школой в квартале Сан-Лоренцо в Риме, в которой было больше 60 детей в возрасте от 3 до 6 лет из бедных семей. К этому времени успехи Монтессори в обучении детей-инвалидов привели ее к мысли о том, чтобы попробовать применить эти методы и к нормальным детям. В обучении она использовала то, что назвала «подготовленной средой» – создание подходящей атмосферы для обучения, то есть небольшие стулья и ряды столов.
Монтессори в своих методах всегда делала основной акцент на естественном любопытстве ребенка, приветствовала индивидуальную свободу поведения, и большое внимание уделяла развитию всех пяти органов чувств (осязания, обоняния, вкуса, зрения и слуха). Важной частью метода были игры и физические упражнения. Монтессори считала, что функция преподавателя заключается в предоставлении образовательных материалов, таких как, например, геометрические головоломки, и консультировании и ненавязчивом руководстве в процессе обучения.
Представления Монтессори о природе ребенка, на которых и основывается сам метод, заключаются в том, что дети проходят через ряд «чувствительных периодов» и «творческих моментов», когда у них проявляется сильный интерес к учебе. В это время способности резко возрастают, и эти периоды должны быть использованы в полном объеме. Жесткий регламент школьной программы не должен сдерживать обучение в это время, а лучшей наградой для ребенка является его собственная успешная работа. То есть в обучении должна присутствовать свобода. 

Заповеди Марии Монтессори
  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге  плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что  есть в твоем распоряжении.