Биография Марии Монтессори Мария Монтессори, врач и педагог, была первой
итальянской женщиной, которая удостоилась степени доктора медицины. Она
является автором широко известного метода образования для детей. Мария Монтессори родилась в Кьярвалли, маленьком итальянском городке, 31 августа 1870 года. Ее отец Аллессандро Монтессори, отставной офицер, был по складу характера очень консервативным человеком. Мать Ренильди Стопанни Монтессори, происходила из богатой семьи и придерживалась прогрессивных взглядов. Она стремилась привить маленькой Марии чувство сострадания, и каждый день давала задание вязать для бедных. Потом Мария уже сама бралась за работу, например, вызвалась сама ежедневно мыть часть плиточного пола в доме. Позже в своих работах Монтессори назвала такую трудовую деятельность «упражнениями практической жизни».
В начальной школе и потом учеба давалась Марии легко. Особенно
ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте
решала задачки, радуясь найденному неординарному решению. Девочка считала
постоянные повторения на уроках весьма скучным занятием и запомнила это на всю
жизнь. Когда начальная школа закончилась, ей пришлось просить родителей о том,
чтобы продолжить учебу. Мария решила поступать в техническую школу, но посещать
ее лицам женского пола запрещалось. В 12 лет она одержала свою первую победу
над системой образования – ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала
все преграды. Она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила
её. Уже тогда она решила,
что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности
учащегося. В 1890 году, увлекшись естествознанием, М.Монтессори
принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было
невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины.
Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но
целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на
курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число
студентов.
Учеба не была легкой. Работать в морге
ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими
насмешками и критическими замечаниями. Чтобы оплачивать обучение Мария начала
работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными
нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе, ничто не
побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными
детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её
педагогической системе: для
детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы
знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой
мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном
возрасте.
В 1894 году Монтессори получила
степень доктора медицины. Сначала Мария была ассистентом врача
в психиатрической клинике университета в Риме, где впервые столкнулась с
обучением детей-инвалидов. В 1898 году она была назначена директором
государственной школы в Риме, задачей которой являлась забота о «безнадежно больных»
и отсталых детях. Монтессори добилась значительных успехов в обучении детей, и
ее методами заинтересовались не только в Италии. В 1901 году Монтессори
оставила школу, чтобы продолжить научные исследования. В 1906 году итальянское правительство поручило ей управлять государственной школой в квартале Сан-Лоренцо в Риме, в которой было больше 60 детей в возрасте от 3 до 6 лет из бедных семей. К этому времени успехи Монтессори в обучении детей-инвалидов привели ее к мысли о том, чтобы попробовать применить эти методы и к нормальным детям. В обучении она использовала то, что назвала «подготовленной средой» – создание подходящей атмосферы для обучения, то есть небольшие стулья и ряды столов. Монтессори в своих методах всегда делала основной акцент на естественном любопытстве ребенка, приветствовала индивидуальную свободу поведения, и большое внимание уделяла развитию всех пяти органов чувств (осязания, обоняния, вкуса, зрения и слуха). Важной частью метода были игры и физические упражнения. Монтессори считала, что функция преподавателя заключается в предоставлении образовательных материалов, таких как, например, геометрические головоломки, и консультировании и ненавязчивом руководстве в процессе обучения. Представления Монтессори о природе ребенка, на которых и основывается сам метод, заключаются в том, что дети проходят через ряд «чувствительных периодов» и «творческих моментов», когда у них проявляется сильный интерес к учебе. В это время способности резко возрастают, и эти периоды должны быть использованы в полном объеме. Жесткий регламент школьной программы не должен сдерживать обучение в это время, а лучшей наградой для ребенка является его собственная успешная работа. То есть в обучении должна присутствовать свобода. Заповеди Марии Монтессори
|