Версия для слабовидящих

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Учебно-консультационный центр «Ступени»,
сокращенное - ЧДОУ «УКЦ «Ступени».
(Лицензия № 102-п от 10 июня 2016 г.)
ул. Вс. Иванова, 3 тел. 37 20 10





Мышление
Мышление как ребенка, так и взрослого всегда предполагает решение какой-либо задачи, что обозначает необходимость соотношения целей задачи с ее условиями.
Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач по конструированию, т.е. конструирование по образцу.
Ребенок повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.
  К четырем годам мышление становится наглядно-образным. Это значит, что некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ.
На пятом году жизни ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и тем, как они взаимодействуют друг с другом. Малыша продолжает интересовать, как предмет выглядит, но больше его внимание привлекает, из каких частей состоят предметы, как они между собой взаимодействуют.
Умение мыслить в этом возрасте подразумевает:
1) выделение существенных признаков предмета;
2) синтезирование различных признаков в целое представление о предмете;
3) сравнение разных предметов и выявление различий в них;
4) осмысление содержания жизненных ситуаций, подражание и проигрывание их с заменой одних объектов другими.
  
Игры для развития мышления

Покажи по-разному 
Цель: научить ребенка операции сравнения; развитие внимания; освоение малышом слов-антонимов.
Ход игры
Ведущий говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» — надо идти, как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.
На освоение слов тяжелый — легкий ведущий выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как — тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «Сумка легкая!» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая!» — как тяжелую.
Аналогично строится упражнение быстро — медленно и т.д.
 
Ель, елка, елочка
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей; тренировка внимания, развитие операций сравнения.
Ход игры
Ведущий предлагает детям «пойти в лес» — дети идут по залу. Ведущий рассказывает: «В лесу стоят высокие ели — встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги выпрямлены) и раздвигают руки — «ветви» — слегка в сторону, ладонями вперед.
«Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели — елки, они пониже, но такие же стройные». Затем ведущий предлагает детям встать, как елки: принять правильную осанку, но в полуприсяде.
«Пойдем, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они, совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные. Ведущий просит детей «стать маленькими елочками». Дети садятся на корточки, держат голову прямо, спина выпрямлена, ладони слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз.
После того как дети освоят движения, ведущий предлагает им согласно команде принимать необходимое положение тела [ели, елки, елочки). Самые внимательные получают жетоны.
 
Где самый большой мяч?
Цель: развитие координации движений мышц пальцев и кистей рук; тренировка зрительного анализатора; координация зрительного и двигательного анализаторов; овладение понятиями больше — меньше.
Материал: мячи разного размера (диаметром 20 и 10 см), 2 коробки.
Ход игры
Ребенок стоит перед двумя коробками, в одной из которых лежат большие мячи, в другой — маленькие. Ведущий дает ему подержать большой и маленький мячи, поднять их, сравнить по весу, размеру.
Затем ведущий просит принести большой мяч. Если ребенок не ошибся, его награждают жетоном; если ошибся и принес маленький мяч вместо большого, ведущий снова объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка обводит по окружности большой и маленький мячи, одновременно называя: «Большой мяч», «Маленький мяч».
Если ребенок смог принести мяч правильно, то задача усложняется: ведущий перемешивает мячи в одной коробке и снова просит принести какой-либо мяч.
 
Круг, квадрат
Цель: обучение различению предметов по форме; развитие координации движений мышц пальцев рук.
Материал: 5 кругов и 5 квадратов, 2 разноцветные коробки.
Ход игры
Ведущий знакомит ребенка с кругом, квадратом. Просит его подержать в руках круг и квадрат, закрыть глаза и обвести их по контуру, найти в них отличия.
После этого ведущий показывает квадрат и кладет его в коробку одного цвета, а круг — в коробку другого цвета. Затем спрашивает: «Где у нас лежит квадрат? Куда мы его положили?»
Наложив круг на круг, ведущий показывает и поясняет, что эти фигуры одинаковые. Начиная с третьей пары, к группировке предметов по форме привлекают ребенка. Ведущий показывает ребенку, что в одной стороне коробки лежат круги, а в другой — квадраты, и предлагает ему из общей коробки достать и разложить квадраты к квадратам, а круги — к кругам.
Для контроля за правильностью группировки предметов ребенка просят наложить фигуру на предмет соответствующей группировки.
 
Найди свой цвет
Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного
анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.
Материал: несколько флажков и жетонов разного цвета.
Ход игры
Ведущий разбивает играющих на число групп, соответствующее числу флажков. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с флажками своего цвета. После слов ведущего «Идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате). По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того флажка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.
 
Загадки
Цель: научить ребенка по ряду признаков определять предмет, развивать внимание, творческое воображение.
Ход игры
Ведущий читает загадки. Дети их отгадывают. Ведущий обращает внимание на выделенные в загадке свойства предметов. Затем просит ребенка придумать свою загадку о том же предмете.
Следует поощрять любую попытку ребенка самому сочинить загадку, пусть даже самую простую, т.к. для детей четырех-пяти лет это задание достаточно сложное.
            Загадки
Перед волком не дрожал,
 От медведя убежал,
Но лисице на зубок
Все ж попался... {колобок).
 
На сметане мешен,
 На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок —
Покатился... (колобок).
 
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
 Как зовется сам мальчишка?
 Вот подсказка вам, друзья:
Его девочка Мальвина
Называла... (Буратино).
 
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).
 
Он дружок зверям и детям,
 Он живое существо,
 Но таких на белом свете
Больше нет ни одного,
 Потому что он не птица,
 Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
И зовется... (Чебурашка).
 
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
 В каменной рубахе
Ходят... (черепахи).
 
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя — маленький хвост,
 Спереди у зверя — хвост большой,
Ну конечно, это он!
Ну конечно, это... (слон).
 
И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете —
На поляне, на опушке.
 Мы — зеленые... (лягушки).